Различия между аштанга-йогой и аштанга-виньяса йогой
Многие интересуются: чем аштанга-йога отличается от аштанга-виньяса йоги? Давайте разберемся, откуда взялась аштанга, и почему возникло дополнение в виде «виньясы».
Аштанга-йога – это система развития человека, описанная в «Йога-сутрах» Патанджали (если вы еще не читали этот классический текст, сейчас — самое время!). Она состоит из 8 ступеней, о которых вы наверняка знаете: яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхъяна, самадхи.
Аштанга-виньяса йога – это направление йоги, которое пришло к нам от великого учителя 20 века – Кришнамачарьи, через его ученика, Паттабхи Джойса. Вообще говоря, слово «виньяса» добавили западные ученики, чтобы отличать стиль Гуруджи от других (напомню: виньяса – это принцип соединения дыхания и движения). А изначально это была просто «аштанга-йога», и название говорило о том, что система включает в себя все 8 ступеней йога Патанджали. Каким же образом?
- Первая и вторая ступени — яма и нияма (принципы правильной жизни).
Яма | Нияма |
Ахимса (ненасилие). В контексте аштанга-виньясы — ненасилие над собой, бережное отношение к телу. (Не путать с усилием!). | Тапас (усердие). В нашем случае – страстное желание практиковать. Без тапаса практика невозможна. Тапас без ахимсы может разрушить тело. Должен быть баланс между стремлением развиваться и ненасилием над собой. |
Сатья (правдивость) – честность по отношению к себе, умение беспристрастно оценивать свою практику. | Сантоша (удовлетворенность) – это способность увидеть, что происходит с твоей практикой, в каком она состоянии; и потом осознать, что эта самая лучшая точка для того, чтобы двигаться дальше. Проблемы создают прекрасные условия для развития. |
Астея (неворовство). Отсутствие зависти и ревности к чужой практике. Не стоит пытаться «ментально» украсть, присвоить практику у того, у кого она получается лучше. Просто используйте это как стимул для собственного роста. | Шауча (чистота) – чистая мотивация, направленная на развитие. Мы практикуем, чтобы более совершенными, а не корысти ради. |
Апариграха (непринятие даров) – понимание, что йога — долгий путь, и никто не может подарить нам тайных ключей, благодаря которым практика пойдет «со страшной скоростью». Одним словом – «халявы» не будет. Когда не ждешь подарков и чудес и надеешься только на себя, это и есть правильная работа. | Свадхьяя (изучение священных текстов) – самопознание. Если не будем наблюдать свои ощущения, мотивации, то и сатью соблюдать не сможем. Постоянное отслеживание своих ощущений и мыслей. |
Брахмачарья (воздержание). Первое время регулярная практика аштанги потребует очень много сил. На первом этапе нужно быть очень «бережливыми», и постараться сократить «растраты» там, где можно – не общаться с ненужными людьми, меньше «бродить» по соц. сетям и так далее. Перераспределить энергию — ради практики. | Ишварапранидхана (посвящать все действия Богу) – не ожидать награды за усилия. Воспринимать практику не как тренировку ради результата или приятных ощущений, а как бескорыстное постоянное служение – в рамках своей традиции, или просто чему-то высшему. Не расстраиваться, если что-то не получается. Заниматься йогой только потому, что не можешь ею не заниматься. |
- Третья ступень – асана – присутствует в полной мере.
- Четвертая ступень – пранаяма. В аштанга-виньясе это дыхание уджая.
- Пятая ступень – пратьяхара (отвлечение чувств от внешних объектов). С самого начала занятия мы пытаемся собрать внимание внутри себя.
- Шестая ступень – дхарана (концентрация) достигается с помощью дришти (фиксации взгляда на определенных точках тела).
- Седьмая ступень – дхъяна (медитация) происходит, если мы правильно практикуем. Медитация в аштанга-виньясе — это тристана, то есть единение движения, дыхания и сознания.
- Восьмая ступень – самадхи – это то, что может «случиться» с нами, как следствие всей предыдущей практики. Наши правильные усилия создают некий потенциал – мы перестаем быть «биомассой» и приобретаем внутреннюю структуру и цель.
Таким образом, занимаясь аштанга-виньяса-йогой, мы можем соблюдать и применять все принципы йоги Патанджали. Хотя, конечно, даже на одну-единственную ступеньку из описанных подняться очень и очень непросто. Есть к чему стремиться!
Последние комментарии: