Как противостоять психологическому влиянию
Мы все, в той или иной степени, подвергаемся психологическому влиянию других людей, при этом сами пытаясь влиять на них и/или защищаться от подобного влияния. А Вы знаете, какую научную формулировку имеет определение взаимного психологического влияния?
Итак, процесс взаимного влияния – это столкновение двух или нескольких воль, которые борются за уподобление друг другу. Влияние может быть конструктивным и деструктивным. Так вот специфика конструктивного влияния заключается в том, что уподобление происходит по взаимному согласию. Деструктивное же влияние предполагает ту или иную степень насилия над личностью и, соответственно, требует того или иного уровня и способа защиты.
Опять же способы защиты также могут быть конструктивными и деструктивными. К конструктивным можно отнести способы, которые ведут к прекращению влияния противоположной стороны, без ущерба для обеих сторон и отношений между ними. Деструктивную защиту можно охарактеризовать, как “нападение в ответ”. То есть, такое же деструктивное влияние на оппонента. К деструктивным методам противостояния влиянию относят: деструктивную критику, игнорирование, принуждение и манипуляцию.
Но, в этой статье, мы рассмотрим конструктивные способы противостояния психологическому влиянию человека или группы людей.
Контраргументация – это метод убеждения. Здесь есть определённые правила:
- Во-первых, необходимо получить согласие человека или группы людей выслушать контраргументы. Приступать к изложению аргументов без согласия слушателей – бессмысленно. Причём, это должно быть добровольное согласие. В противном случае, это будет уже не контраргументация, а принуждение.
- Во-вторых, цель контраргументов должна быть чётко сформулирована и озвучена. В противном случае, оппонент может воспринять это, как манипуляцию;
- В-третьих, при озвучивании контраргументов, необходимо концентрироваться не столько на логике самих аргументах, сколько на психологии взаимодействия с оппонентом. Поскольку невозможно быть “объективно” убедительным, убедительным можно быть только “субъективно”. То есть быть убедительным не просто так, а для конкретного человека или группы людей. Если это, к примеру, отстаивание своей точки зрения в рабочем коллективе.
И последнее, грамотная, с психологической точки зрения, аргументация должна начинаться с того, в чём оппоненты согласны друг с другом. Дальнейшее это приглашение обсудить моменты, которые вызывают сомнение у обеих сторон.
Последние комментарии: